apowergo (apowergo) wrote,
apowergo
apowergo

Category:

Сухой суперджет 100, ARJ21, MRJ21, Aн-148? В какую очередь вставать?

В какую очередь будут вставать компании? Неоднозначный вопрос. За Сухим Суперджетом 100 (далее по тексту SSJ) выстроилась очередь, радостно рапортуют разные блоггеры, влогеры и официальные СМИ. Это правда. Общее настроение публикаций (например olegmakarenko.ru) – в том, что это очень хорошо для России. Это, тоже, правда. И вообще – это классный прорыв нашей экономики и самолетостроения вперед. А вот здесь скрывается нехилое лукавство.

Итак, http://superjet.wikidot.com/sales
430 твердых контрактов (то есть денег заплатили и контракт заключили) 595 с учетом соглашений о намерениях.

[крупно посмотреть скрин чтобы по ссылке не ходить]

Поставлено то ли 51 самолет  то ли 61 (есть какая-то строчка непонятная (30(-10) для Аэрофлота. Будем считать, что это 20, ну по правилам математики, если не так – поправьте меня)). На страничке http://superjet100.info/years сказано, что поставлено 68, а летает 76. Это как, кстати? Или имеется в виду, что на заводе какое-то количество самолетов летают и их никто не забрал пока? Да нет, данные в табличке по летунам – 2013 год. А еще написано, что подготавливаются  к передаче заказчику 27 бортов. Список приложен.  Ну, в общем, для того, чтобы разобраться в этих табличках с налету – моего мозга не хватило. С другой же стороны эти цифры не так важны – давайте считать, для простоты, что продано от слова "уже" 68 самолетов.
[еще один скрин]
Каждый самолет стоит в среднем 35 млн $ (разные версии и изменение цены от года к году). И то, что компания Сухой на сегодняшний день имеет возможность заработать («заработала», «точно заработает» и «может быть заработает» ) 20 с маленьким хвостом миллиардов долларов – это шикарно.
SSJ100 относится к классу «региональные самолеты» RJ. Классическое определение - это самолеты с вместимостью 30- 100 человек, которые летают на 2-3 тысячи км.  Но давайте сравнивать что-то в районе 80-120 пассажиров (у SSJ – 98- 108). Джеты на 32 человека в комплектации «как селедки в бочке»  малоинтересны.  И RJ сейчас обычно летают на 3-4 тысячи.

Встречайте – основные конкуренты.
·         Embraer E-Jet (модификации 170-175-190-195). Бразилия
·         Bombardier CRJ (модификации 700-900-1000 и cs100). Канада
·         АНТОНОВ (модификации 148-100 и 148-200, 158). Украина
·         Comac ARJ21. Китай
·         Mitsubishi Regional Jet (MRJ21). Япония

Боинг 737 серии (737-600) и Эйрбас (318,319)вместимостью вроде похожи, но летают в два раза дальше. А их стоит упомянуть, потому как очевидно, что если у компании есть и короткие и длинные маршруты, то часть коротких маршрутов возьмут на себя Боинги и Эйрбасы.

Выпущено на данный момент 1158 Эмбраеров (260 заказано),  741 Бомбардье (70 заказов). Они – основные игроки на рынке. Китайский проект Комак (делают вместе с Antonov) только что представил свой проект. МRJ – тоже только недавно поднялся в воздух. Антонов сделал уже 36 самолетов, есть заказы еще на 20. То есть кроме двух первых все остальные, включая Сухой SSJ100 – новые игроки, которые и будут толкаться вокруг главного приза.
Главный приз – третье место. Ушли в прошлое Саратовский завод, производивший Як-42. ТУ-134 больше нет. Если смотреть шире, ушли в прошлое Fokker, BAE… Так что пирожок есть.

Если читать официальную информацию, то SSJ 100 получается лучше всех. «Дешевле покупка и меньше эксплуатационные расходы». Давайте разберем.
По стоимости (каталожная цена). SSJ – 34-36 млн.  АН-148 – 24-30 млн.,  MRJ 34-42 млн., ARJ -  там не очень понятно. Китайцы они такие. Но по слухам 28-30 млн.  Гранды, Эмбраер и Бомбардье – чуть дороже. 28-47 за Эмбраер и 24-46 за Бомбардье. То есть с ценой не так все шоколадно. Нам проигрывает, из новой волны, только MRJ.

Эксплуатационные расходы я не знаю, как сравнивать, но почему-то предполагаю, что они примерно одинаковы.

По рынкам сбыта для RJ. Япония будет закупать в основном MRJ. Китай – аналогично ARJ. Уж не знаю, почему так получается, но есть тяготение к своему производству )). Ну как сегодня в России все кому не лень вопят, что нужно отказываться от Эйрбасов и Боингов и срочно обратно производить Илы. Когда я работал в немецкой компании – все кроме одной корпоративные машины были немецкие. Украина вряд ли приобретет Сухих. Остается много разных стран. Это хорошо. Вроде бы.

Проблема в том, что для нашей страны такие самолеты в большом объеме не нужны. Последний десяток лет не эксплуатировались ТУ-134 (ну да, два самолета пока летают). Полностью прекращена эксплуатация ЯК-42. Образовавшаяся потребность вполне перекрывалась Б737-ми и А320ми  Широка страна моя родная и самолет, летающий на 3-4 тысячи не сильно нужен. О, теперь в Крым можно летать, да!

Другая проблема. Вот представьте, вы – компания Люфтганза. Большая, хорошая и европейская. У вас есть несколько дочерних компаний, которые летают на Бомбардье и Эмбраерах. Вы будете заказывать третий тип самолета? (Это также значит заказывать особые расходники и запчасти, те что УЖЕ лежат на ваших складах на неснижаемом остатке – использовать нельзя). Нет? Черт.

Другой вариант. Вы дочерняя компания Люфтганзы, например Contact Air. У вас есть Фоккеры и ATR. Фоккеры больше не производят, так что со временем вам нужно их будет выводить из эксплуатации и менять НА ЧТО-ТО ДРУГОЕ. Может здесь SSJ подойдет? Да, переход на него будет прост. Но, возможно, против этого будет материнская компания. Если она курирует заказы, то договориться с существующим поставщиком о снижении цены за немного бОльшие поставки проще простого. Тем более, что планы по вывод этих самых Фоккеров и BAE из эксплуатации уже наверняка давно запланирован, также запланирована и замена. Так что тоже – 50х50.

У нас классная инженерная школа. Неплохое производство. Но херовый бизнес. Даже, если конкретно в компании Сухого будет классная сервисная поддержка, те, кто имел дело с остальными российскими компаниями, десять раз подумают перед тем, как закупать самолеты. У нас умеют создавать классные уникальные штуки в единственном экземпляре. Мелкосерийное производство тоже ничего. А крупные серии – это уже жопа, будем откровенны, почти все нужно регулярно дорабатывать напильником. Самолеты – мелкосерийные и это очень здорово. Можно быть уверенными в качестве.

Речь не о заводе в Комсомольске-на-Амуре. Он может быть вообще самым суперсовременным и на 100 лет обгонять весь мир. Для всего мира Россия представляет некий один общий понятийный фон. От матрешек и медведей в лаптях, конечно, уже ушли, но недалеко. СУ-шки, которые военные – это, конечно неплохой дополнительный PR, с оговоркой – это все-таки совсем другая машина и под совсем другие задачи.

Крисисы-шмизисы – тоже почти не проблема. Контракты в долларах во-первых, а во-вторых «стратегически важного» производителя обязательно прикроет правительство дождем из бюджета, если что вдруг не так.

Вот разве что конфликты. Мы периодически в конфликты ввязываемся. Врагов себе наживаем. Ну понятно, как без врагов, если конфликт. Здесь пышным цветом расцветает паранойя. А что если боевики какой-нибудь террористической организации, запрещенной в России решат, что самолеты SSJ – это как раз то самое то, что надо взрывать, потому что их делают враги ислама. Нет, в Мексике и в Лаосе, куда мы продаем свои самолеты так не подумают, конечно.

От паранойи обратно к бизнесу. Вторая проблема в том, что поддержка обычно работает крайне херово. А здесь, на секундочку, речь идет о продукции с долгими сроками окупаемости, которую приобретают на пару-тройку десятков лет. И, более того, только от заключения контракта/ оплаты до получения может пройти три-четыре года (слот, производство, полетные испытания, вся фигня). Посмотрите табличку про продажи SSJ100. Там самолеты 12 года производства еще передаются.

И здесь будут думать о стабильности России, как партнера. России в целом, а не компании Сухой. Будут ли у России деньги в бюджете, чтобы через 10 лет, если что случится, пролить золотым дождем на компанию, если сейчас она испытывает такие проблемы, ее основные доходные статьи, нефть и газ просели…? Вот такими вопросами задаются сейчас авиакомпании в мире.

А лучше было бы, если бы им не приходило в голову задаваться такими вопросами. Два-три года назад, кстати, не задавались.
Надеюсь, что вы правильно поняли из написанного. SSJ100 – отличный самолет и я желаю ему успеха на рынке. Но, извините, я немного скептик по поводу перспектив. Давайте я ошибусь, а?

Tags: новости, самолет, транспорт
Subscribe

  • Читаю между строк

    "Новости" в соцсетях. Это примерно как круговорот всего в природе. В моей ленте некоторрые новости появляются и сразу исчезают глубоко в…

  • Вопл души.... Задолбака

    Половина ленты засрана тем, что Шнур из "Ленинграда" уволил одну вокалистку и взял пару свежих... Вот какого хрена, а? Блин, вы что…

  • Конский пенис как оскорбление национального чувства.

    Лента принесла замечательное. ==== В Киргизии сравнение национального блюда с конским пенисом привело к забастовке горняков В Киргизии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments